В международной практике используются обычно следующие термины:

Сихан - мастер (начиная с 5-го Дана);
Сэнсей - учитель (3-4-й Дан);
Сэмпай - старший (2-й Дан и ниже);
Кохай - младший( 3 кю – 6 кю );
Отагай - каждый занимающийся в До-дзё;
До-дзё - зал для занятий (место, где «ищут путь»),(место познания Пути);
Каратэ ги - униформа для занятий (кимоно), До – ги;
Кимэ – концентрация движения;
Кэнсэй – боевой выкрик ,сопровождающий Кимэ;
Киай - крик;
Укэ - блок;
Цуки – удар кулаком;
Учи – рубящие и другие удары рукой;
Гэри ваза – техника работы ногами ;
Дачи – стойка , позиция ;
Тэ ваза – техника работы руками;
Кихон - базовая техника на месте и в движении;
Ката - базовые комплексы, в которые заложена основная техника стиля;
Якусоку кумитэ - обусловленный поединок на несколько движений.
Иппон кумитэ – обусловленный поединок на одно движение.
Джийю кумитэ - свободный поединок.

Команды:

Сэй-дза - сесть на колени;
Мокусо - закрыть глаза,расслабиться;
Рэй - поклон, подчинение; благодарность, уважение;
Шомэн-ни-рэй - поклон святыне школы, алтарю;
Сэнсей (сэмпай)-ни-рэй - поклон учителю (старшему);
Отагай-ни-рэй - поклон друг другу;
Йой - приготовиться;
Маватэ - поворот;
Хадзимэ - начать;
Ямэ - остановиться;
Судзукэтэ – продолжать;
Кирицу,Татэ – встать;
Шуго – построиться;
Онэгай симасу – научите меня.пожалуйста.
Аригата гозаимашита – большое спасибо.

Стороны:

Хидари - левый, Миги –правый.

Направления:

Мае - вперед;
Уширо - назад;
Йоко - в сторону;
Агэ - вверх;
Отоси - вниз;
Маваси - круговое;

Счет от 1 до 10:

1- ичи, 2- ни, 3- сан, 4-си, 5-го, 6-року, 7- сичи, 8-хачи, 9- ку, 10- дзю.

Уровни атаки или защиты:

Дзедан - верхний (голова-шея);
Чудан - средний (шея-солнечное сплетение);
Гэдан - нижний (солнечное сплетение-стопы ног).

Взаимное расположение конечностей (рук и ног):

Ой - одноименное, Гяку – разноименное,(одностороннее,разностороннее).

Стойки:

Дачи Д- стойка;
Хейсоку дачи ХСД- ступни вместе;
Мусуби дачи МД- пятки вместе, носки врозь;
Хейко дачи ХД- ступни параллельны на ширине бедер;
Хачиджи дачи ХЧД- натуральная позиция (ширина бедер - ступни немного в сторону);
Шико дачи ШД- стойка всадника две ширины плеч (ступни 45 градусов);
Санчин дачи СД- песочные часы;
Зенкуцу дачи ЗД- длинная стойка вперед ( три стопы);
Хан зенкуцу дачи ХЗД- (две стопы);
Кокуцу дачи ККД- стойка ухода ( обратная зенкуцу-дачи);
Неко аси дачи НД– кошачья стойка;
Реноджи дачи РД- V-образная стойка;
Коса дачи КСД- Х-образная стойка;
Киба дачи КД- стопы параллельны ( две ширины плеч);
Сагиаши дачи САД- стойка цапли.

Техника рук - тэ ваза:

Сейкен цуки - вкручивающий удар рукой;
Аге цуки - поднимающий удар;
Каги цуки - боковой удар;
Яма цуки – U- образный удар;
Авасе цуки - V-образный удар;
Хейко цуки - параллельный удар;
Ура цуки - короткий удар неразвернутым кулаком;
Уракен учи - удар наружной частью кулака;
Шуто учи - удар внешним ребром кисти;
Тетцуй учи - удар внешним ребром кулака;
Ко учи - удар наружным суставом запястья;
Хиджи атэ - удар локтем;
Нукитэ цуки - удар пальцами;
Шотей учи - внутренний сустав запястья (пятка ладони);
Хайшу учи – удар тыльной стороной кисти;
Фури цуки - удар наотмашь;
Маваши цуки - круговой удар;
Татэ цуки - вертикальный удар;
Кизами цуки - проникающий удар;
Ой цуки - одноименный удар с шагом;
Гяку цуки - разноименный удар с шагом;
Хайто учи – удар внутренним ребром кисти;
Накадака иппон кэн -удар средним пальцем кулака в сжатом положении;
Кэйко кэн цуки – удар плоской кистью с поджатыми пальцами.

Блоки - укэ:

Аге укэ - верхний блок;
Чудан йоко укэ - средний блок;
Гедан харай-укэ - нижний блок;
Хики укэ - захватывающий блок;
Ура хики укэ - круговой блок от себя;
Сукуи укэ - черпающий блок;
Шуто укэ - блок внешним ребром кисти;
Шотей укэ - блок внутренним суставом запястья;
Ко укэ - блок внешним суставом запястья ,«клюв птицы»;
Хайшу укэ - блок тыльной стороной кисти;
Коса укэ - Х-образный блок;
Джуджи укэ – Х-образный блок;
Каке укэ - крючкообразный блок;
Чудан учи укэ - блок предплечьем вовнутрь;
Кури укэ - блок локтем снаружи;
Тора гучи – двойной круговой блок , «пасть тигра».

Техника ног - гэри ваза:

Мае гери - прямой удар вперед;
Маваси гери - круговой удар;
Уширо маваси гери - круговой удар наружу;
Гьяку маваси гери - реверсный круговой удар;
Ура маваси гери – круговой удар снаружи;
Йоко гери - удар в сторону;
Уширо гери - удар назад;
Кансетсу гери - давящий удар в колено;
Фумикоми гери - добивающий удар;
Хидза гери - удар коленом;
Тоби - прыжок;
Аси барай - подсечка;
Отоси какато гери - удар пяткой сверху вниз;
Микадзуки гери - круговой удар стопой;
Ура микадзуки гери – обратный круговой удар стопой;
Сокуто гери - прямой удар стопой ноги.

ТЕХНИКИ № 1

Стойки:
Хэйсоку дачи, Мусуби дачи, Хэйко дачи, Хачиджи дачи, Шико дачи, Ханзекуцу дачи,
Зенкуцу дачи, Неко аси дачи, Кокуцу дачи, Саги аши дачи, Коса дачи.
Из стойки:
(Из Хэйко- или Санчин дачи): Чоку цуки (дзедан, чудан, гэдан).
Дзедан аге укэ, Чудан йоко укэ, Гэдан харай укэ, Чудан учи укэ.
Уракэн учи, Хидзи учи.
Шуто учи, Чудан ура цуки, Аге цуки, Кизами цуки, Дзёдан цуки, (из Зенкуцу дачи),
Гяку цуки (из Зенкуцу дачи).
(Из Хэйко-, зенкуцу или Ханзенкуцу дачи): Хиза гэри, Мае гэри (гэдан, чудан, дзедан), сокуто гэри/ йоко гери (гэдан чудан, дзедан), Маваси гэри (гэдан, чудан, дзедан), Уширо гэри (гэдан, чудан, дзедан).

ТЕХНИКИ № 2

В движении:
(Из Зенкуцу или Санчин-дачи): ой цуки (дзедан, чудан, гэдан).
Рэнзоку (комбинации):
(Из Зенкуцу-дачи): Дзедан ой цуки + чудан гяку цуки, Дзедан аге уке + чудан гяку цуки, Чудан учи укэ + Дзедан гяку цуки;
(Из Шико-дачи): Гэдан харай укэ + гэдан гяку цуки, Чудан хики укэ + Чудан гяку цуки, Чудан хики укэ + Сан рэн цуки (3 удара), Йоко ой цуки + Гяку цуки (из зенкуцу-дачи);
Удары ногами:
(Из Зенкуцу или Ханзенкуцу дачи): Мае гэри (гэдан, чудан, дзедан), Маваси гэри (гэдан, чудан, дзедан), сокуто гэри (гэдан, чудан, дзедан);
Сочетание ударов рука + нога:
Чудан мае гэри + чудан гяку цуки, Гэдан мае гэри + дзедан маекенцуки + чудан гяку цуки, Чудан мае гэри + дзедан маваси гэри + чудан гяку цуки, Чудан мае гэри + чудан уширо гэри + чудан гяку цуки.
Перемещение в сторону:
(Из хэйко дачи): Дзедан кизами-цуки.
Работа с партнером:
Чудан/дзедан фури цуки ----Моротэ йоко укэ или Дзедан сото укэ или Дзедан учи йоко укэ;
Чудан/дзедан маваси цуки ---- Чудан сото коса укэ (Йоко джуджи укэ);
Чудан/дзедан сотей цуки ---- Моротэ хики укэ;
Чудан/дзедан хайто учи ---- Дзедан хики укэ.

ТЕХНИКИ №3

Как на месте, так и в движении:
(Стойки: Хейко, Санчин или Зенкуцу дачи): Дзедан хиза гэри, Дзедан какато отоси (внешний и внутренний), Чудан уширо маваси гэри, Дзедан уширо маваси гэри;
(Стойки: Хейко или Неко аси дачи, меняя сторону): Гэдан сокуто гэри + какато фумикоми гэри.
Следующие комбинации могут выполняться слева/справа, справа/слева и обе техники одной рукой:
(Стойки: Хейко - или Зенкуцу дачи): Кизами цуки + маваси цуки, Кизами цуки + аге цуки + мае гэри, Кизами цуки + хидзи атэ + мае гэри, Маваси цуки + кизами цуки + гэдан маваси гэри, Аге цуки + кизами цуки + маваси гэри, Кизами цуки + мае гэри + маваси гэри, Кизами цуки + уширо гэри, Кизами цуки + хиза гэри, Кизами цуки + хиза гэри + хидзи атэ.
(Слева/справа, справа/слева или одной и той же ногой):
Чудан мае гэри + дзедан маваси гэри, Чудан мае гэри + чудан сокуто гэри, Чудан мае гэри + уширо гэри, Чудан мае гэри + уширо маваси гэри.
5 комбинаций (Стойки: Хейко или Зенкуцу дачи) слева/справа, справа/слева или одной и той же ногой:
Мае гэри + сокуто гэри + уширо гэри + маваси гэри;
Гэдан сокуто гэри + гэдан фумикоми гэри.

ТЕХНИКА №4

Движение вперед и назад в Неко аси-дачи, удар наносит передняя нога:
Чудан мае гэри (Неко аси дачи) + Чудан гяку цуки (шаг вперед в Зенкуцу дачи, затем возврат в Неко аси дачи) + Гэдан маваси гэри (передней ногой, Неко аси дачи) + Чудан гяку цуки (как описано выше).
Движение в сторону (стойка Неко аси-дачи): Чудан хики укэ + Чудан мае гэри.
Вперед и назад под углом 45 градусов - зигзаг (стойка Неко аси дачи):
Чудан хики укэ + чудан мае гэри.
Движение вперед (стойка Шико дачи , Зенкуцу дачи):
Йоко-цуки + гяку-цуки мае-гэри.
Движение вперед (стойка Шико дачи):
Гэдан харай укэ + гяку цуки .
Движение вперед (стойка Зенкуцу дачи):
Аге хидзи атэ + дзедан уракен учи + Гэдан харай укэ + Гяку цуки;
Дзедан хидари хидзи атэ (в сторону) + уракен учи + ура цуки;
Мае гэри + гяку цуки + уракен учи;
Чудан мае гэри + дзедан маваси гэри + уширо гэри;
Дзедан мае гэри + чудан сокуто гэри + дзедан маваси гэри + чудан уширо гэри + чудан гяку цуки;
Чудан мае гэри + дзедан маваси гэри + чудан гяку цуки + дзедан какато отоси гэри.

ТЕХНИКА №5

Унсоку хо (работа ступней), Таисабаки (повороты тела), Сури-аси (скольжение ступней).
Зенсин/котай (движение вперед и назад).
Са ю (движение в левую и правую стороны. Позиция Аси мае хэйко-дачи).
Са ю зенпо нанамэ (движение вперед-влево и вперед-вправо под 45 градусов и повороты).
Са ю котай нанамэ (движение вправо-назад и влево-назад под 45 градусов).
Таихираки/Таисабаки:
В стойке движется только верхняя половина тела, а не ноги;
Позиция: Хэйко-дачи. Движение влево и и вправо, поворот на 90 градусов;
Позиция: Ханзенкутцу-дачи. Движение верхней части тела вперед и назад;
Движение верхней части тела вниз и вверх (сгибание коленей);
Движение вперед и назад, вниз и вверх (без движения ступней);
Позиция: Хэйко-дачи. Движение верхней части тела влево и вправо и ныряние (уклон) вниз - V-образное движение;
Хаино сабаки (все направления):
Свободные упражнения, включающие все типы сабаки и работы ног.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ «КАТА» В КАРАТЭ ГОДЗЮ-РЮ

САН-ЧИН
Первое Кандзи (согласно Китайской каллиграфии) - это Сан, что означает «три». Второе кандзи - это Чин, и сегодня оно переводится как «битва». Эйичи Миядзато говорил, что истинное значение Чин в ката Годзю-рю - это «рука-копье» или «ум-копье». Как мы знаем, три поля битвы - Санчин это: разум, тело и дух. Соединяя их в Санчин-ката мы достигаем мира и гармонии между разумом, телом и духом, но только в том случае, когда правильно выполняем все движения и дыхание.
ГЭКИ-САЙ ДАЙ ИЧИ, ГЭКИ-САЙ ДАЙ НИ
Здесь используется одно и то же кандзи для первых трех знаков имени. Различия только в номере - первое и второе. Эти ката созданы к 1940 году и предназначались для того, чтобы помочь распространению Годзю-рю среди населения.
САЙ-ФА
В начале здесь используется то же кандзи, которое можно обнаружить в Гэкисай-ката. вторая часть имени традиционно произносилась как «Ха», но благодаря Окинавскому влиянию, теперь говорят «Фа». Оно означает «Ломать», «разбивать вдребезги». Ряд ударов кулаком вниз и вбок делают это ката более агрессивным.
СЕЙ-ЮН-ЧИН
Здесь опять используется кандзи «Чин», как и в Санчин-ката. В этом случае оно сочетается с «Сей» и «Юн» (иногда говорят «Ин») в форме имени Сейюнчин. Это означает «напряжение равновесия и сражения».
СИ-СО-ЧИН
Также используется кандзи «Чин», как и в Санчин. В данном случае оно соединяется с кандзи «Си» (четыре) и «Со» (направление) в форме «битва четырех лиц».
ТЭНЬ-ШО
Это относительно новое ката, его создал Сэнсей Мияги Чодзюн. Название «Тэньшо» дословно означает «вращающиеся ладони». Это ката высокого уровня контроля над дыханием и техникой рук (уровень Третьего Дана).
КУРУ-РУН-ФА
Это ката было передано Канре Хигаонна от его Учителя Рю Рё Ко, но истинный его создатель неизвестен. Это ката содержит широкий набор разнообразных техник открытой рукой и особенно взаимосвязанных техник рука-бедро (уровень Четвертого Дана).

Следующие 4 ката произносятся соответственно Китайской оригинальной манере. В имени каждого из них при написании присутствует кандзи «Тэ», который не произносится, но настраивает читателя на то, что это Китайское произношение и, что более важно, на то, что это китайские ката. Все четыре названия Ката символизируют определенние концепции Буддизма.
САН-СЕ-РУ (ТЭ),
Представляет собой число 36 (6 умножитьна 6). Первая шестерка - это глаза, уши, нос, язык, тело и дух.
Вторая шестерка: цвет, голос, вкус, обоняние, осязание и справедливость. Сансеру практикует низкие удары ногами и технику двух рук (уровень Второго Дана).
СЕ-ПАЙ (ТЭ)
Представляет собой число 18 (3х6). Шестерка в этом случае - это та же самая вторая шестерка из Сансеру (цвет, голос и пр.), тогда как тройка - это добро, зло и мир. Представлена разнообразными необычными техниками рук, ног и тела (уровень Третьего Дана).
СЕ-САН (ТЭ)
«Это чило 13. Тринадцать - это простое число и в Китае оно считается приносящим удачу и процветание. Сесан - это эстетическое ката, несущее в себе идеалы Годзю-рю путем использования ряда жестких и мягких техник (уровень Пятого Дана).
СИ-ПА-РИН-ПЭЙ (ТЭ)
Это число 108 (3х36), которое имеет специальное значение в Буддизме. Предполагается, что именно такое число низших духовных сущностей воздействуют на человека, образуя 108 пагубных увлечений, и поэтому в Буддийских храмах в Новый год, когда отбивают середину ночи, колокол звонит108 раз, отгоняя прочь этих здых духов. Количество 108 подсчитывается как 3 раза по 36. Символика числа 36 такая же, как в ката Сансеру (Глаза, уши и проч.). Сипаринрэй самое длинное ката в Годзю-рю. Оно представлено большим количеством техник, включая контроль дыхания, и имеет громадное практическое значение и глубину (уровень Шестого Дана).

 

Locations of visitors to this page

Copyright by "Федерация Окинава Годзю-рю каратэ-до России"   ©2010    All rights reserved.   телефон (499) 257-04-35 | (916) 172-33-59